Караимские общины

Название:
Караимские дети (Зайончковские или Мордковичи)
Description:
Karaite Children with Easter Eggs

Библиография:

  • И. Фуки. Открытие караимской кенасы в Вильнюсе // Газета "Караимские вести", № 2 (12 марта 1994 г.)

    I.Fuki. "Opening of karaite kenassa in Vilnius"

  • B.P. Bogusław Firkowicz (Z powody 10-ej rocznicy zgonu) // Myśl Karaimska : журнал. — Вильнюс: 1926. — Т. I. — № III. — С. 17—18

  • Баскаков Н. А., Тинфович М. С. С. М. Шапшал (к 100-летию со дня рождения) // «Советская тюркология», Баку, 1973, № 3, с. 119—121.

    Baskakov N.A., Tinfovich M.S., S. M. Shapshal (to 100 anniversary from birthday)

  • Seraya Szapszal’s Karaim Collection. Vilnius: National Museum of Lithuania, 2003. ISBN 9955-415-32-0

  • H. Kobeckaitė. Lietuvos karaimai, Vilnius, 1997

Караимы Литвы:

Караимы Литвы — этноконфессиональная группа, национальное меньшинство Литовской Республики. Являются частью караимов — народа, которая общностью происхождения, исторического прошлого, религии, языка (с диалектами), элементов духовной и материальной культуры объединяет караимов Крыма, Галичины и Волыни в Украине, Литвы и Польши.

Сформировалась из тюркских племён Хазарского каганата, принявших караизм — основанное на Ветхом Завете вероучение. Согласно традиции, обосновались в Великом княжестве Литовском в 1397—1398, когда великий князь литовский Витовт Великий после похода в Крым вывел оттуда несколько сотен караимских и татарских семей. Вначале караимы были поселены в Тракае, между двумя замками великого князя, на нынешней улице Караимов. Тракай всегда был административным и духовным центром караимской общины Литвы. С середины XIX века в Тракае начало действовать Духовное управление караимов. Поселения караимов возникли также в Вильнюсе, Биржае, Науяместисе, Пасвалисе, Паневежисе.

Караимы составили личную охрану князя Витаутаса, а также охраняли западные границы Литвы от немецких рыцарей. Великолепные воины, прекрасные всадники, караимы отлично дополнили войско князя. Не зависящие ни от кого, кроме своего правителя, неподкупные караимы оказались самыми надежными стражниками и составили всегда личную гвардию князя Витаутаса, им было доверено охранять мосты и замки.

Гражданские занимались мелким ремеслом, торговали, были переводчиками, писцами, земледельцами. Караимы единственные из нехристиан в великом княжестве литовском пользовались всеми выгодами Магдебургского права.

В Вильне в 1913—1914 выходил журнал на русском языке «Караимское слово», в межвоенные годы — журнал на польском языке «Myśl Karaimska» («Караимская мысль», 1924—1939). В 1932 в Вильно основано «Общество любителей истории и культуры караимов».

В советское время караимская кенаса в Вильнюсе, построенная в 1911, была национализирована (1949). В здании располагались различные учреждения, в частности, архив службы геодезии, и жилые помещения. Кенасса в Паневежисе была разрушена (1970). Единственной действующей кенассой Литвы и Советского Союза, после закрытия кенассы в Галиче в середине 60-х годов, была кенаса в Тракае, службы в которой проводились только по праздникам.

В 1988 было создано Общество культуры караимов Литвы. В 1989 году в Тракае состоялся первый Международный съезд караимов. Караимская религиозная община законом «О религиозных общинах и сообществах» причислена к девяти традиционно существующим в Литве религиозным общинам, составляющим часть исторического, духовного и социального наследия. Караимской общине предоставлены права юридического лица и возвращена кенасса в Вильнюсе; реставрирована и вновь освящена в 1993. Функционируют караимские кладбища. Издан полный караимский молитвослов на караимском языке. Современная караимская община Литвы ведет активную культурную и общественную работу. Караимизм - одна из 5 официально признаных религий Литвы.

В 1997 прошли торжества 600-летнего юбилея поселения татар и караимов в Литве. Была выпущена сувенирная монета достоинством в 50 литов. В 1998—1999 в Вильнюсе издан караимский молитвенник в двух томах: тексты одного используются в ритуалах литургического года, второго — в домашнем обиходе. В Тракае действует Караимский государственный этнографический музей. Иногда издаются книги по караимской тематике на литовском языке или с паралельным текстом на литовском и караимском языках. Письменность караимов Литвы основана на литовском варианте латинского алфавита, хотя иногда используется польский вариант латиницы и кириллица.

Караимский язык близок кумыкскому и крымскотатарскому и относится к тюркским языкам. Выделяются исторически сложившиеся диалекты: тракайский, галицко-луцкий и крымский, а также малоизвестный дрезденский. Функционирует в быту караимов Литвы и в литургии. Находясь в окружении языков иного строения (славянских и литовского) и лишённый контакта с родственными языками, сохранил архаичные черты, утраченные другими тюркскими языками, и относительную чистоту лексики (при незначительном пласте заимствований из литовского и польского языков). По морфологии является агглютинативным языком, в котором слова и грамматические формы образуются путём присоединения к неизменяемой основе однозначных слово- и формообразовательных аффиксов. Фонетической системе присуща свойственная тюркским языкам гармония гласных. Ударение постоянное, обычно на последнем слоге.

По данным переписей и опросов, в 1959 караимов насчитывалось 423 человека (0,02% всего населения Литовской ССР), в 1970 — 388 (0,01%) и позднее неизменно 0,01% (1979 — 352; 1989 — 289; 1997 — 257). Большинство живёт в Вильнюсе (138 в 1997), Тракае (65) и Паневежисе (31), единицы — в Григишкес, Лентварисе, Каунасе, Норейкишкес (Каунасский район) и других населённых пунктах.

По данным последней переписи Литвы (2001 год) караимов насчитывалось 273 человека, из них родным языком назвали караимский — 118 чел. (43,2 %), литовский — 97 чел. (35,5 %), русский — 46 чел. (16,8 %), польский — 2 чел., украинский — 1 чел., не указали язык — 9 чел.

Самое известное караимское кулинарное блюдо — кибины, кыбыны, кибинай (на караимском языке «кыбын», множественное число «кыбынлар»). Представляет собой пирожки в форме полумесяца из дрожжевого теста с начинкой из нарезанного кусочками говяжьего или бараньего мяса, испечённые в духовке на противне. Другие блюда, принесённые в Литву караимами и татарами — чебуреки, пельмени, «шишлик» (чаще из баранины).

К обрядовым блюдам, готовящимся к религиозным праздникам и свадьбам, относятся «тымбыл» (круглые лепёшки из теста, замешиванного со сливками и маслом или маслом и яйцами), «катлама» (творожный пирог, семь слоёв которого символизируют семь недель, прошедших после Пасхи; четыре слоя из дрожжевого теста, три — из творога), свадебные пироги «кийовлюк» (со стороны жениха) и «келиньлик» (со стороны невесты).

Karaites of Lithuania - ethnographical конецформыначалоформыgroup of religious denomination, national minority of the Lithuanian Republic. Are a part of karaites - people, which by a generality of an origin, historical past, religion, language (with dialects), units of spiritual and material culture unites karaites of Crimea, Galichina and Volyn in Ukraine, Lithuania and Poland.

Was generated from a turk tribes of конецформыначалоформыKhazar Khaganate, accepted karaism - based on a Shabby Precept creed. According to tradition, have located in the Great Lithuanian Principality in 1397-1398, when great prince Lithuanian Vitovt Great after a campaign in Crimea has output therefrom some hundreds of karaites and tatars families. In the beginning karaites were settled in Тракае, between two locks of great prince, in a present street of kaarites. Trakai always was administrative and spiritual centre of a karaite community in Lithuania. From middle XIX century in Trakai begun to operate Spiritual handle of karaites. The settlements of karaites have arisen also in Vilnius, Birzhay, Nauyamestis, Pasvalis, Panevezhys.

Kasraites made personal security of prince Vitautas, and also guarded western boundaries of Lithuania from the German knights. Magnificent warriors perfect riders karaitestly have supplemented an army of prince. Not depending from anybody, except for the governor, incorruptible karaites have appeared most reliable guardsmans and have made always personal guards of prince Vitautas, he was trusted to guard bridges and locks.

Civil were engaged in fine craft, traded, were translators, clercs, farmers. Kaarites sole of not-christians in great principality Lithuanian used all benefits of the Magdebourg right.

In Vilnius in 1913-1914 there was a magazine in Russian « Karaite word », in years between wars - magazine on the Polish language « Myśl Karaimska » (« Karaite thought », 1924-1939). In 1932 in Vilno the Society of the karaites history and culture fans » is based.

In the Soviet time karaite kenassa in Vilnius constructed in 1911, was nationalized (1949). In a building the various establishments, in particular, archive of the service of a geodesy, and inhabited rooms allocated. Kenassa in Panevezhis was destroyed (1970). Sole operating kenassa of Lithuania and Soviet Union, after closing of kenassa in Galich in middle 60 years, was kenassa in Trakai, the services in which were spent only on holidays.

In 1988 the Society of karaite culture in Lithuania was created. In 1989 in Trakai the first International congress of karaites was held. Karaite religious community by the law « About religious communities and communities » is ranked as nine religious communities, traditionally existing in Lithuanias making a part of historical, spiritual and social heritage. To Karaite community the rights of the legal person are given and is returned kenassa in Vilnius; it is restored and again consecrated in 1993. Function karaite cemetery. Is published complete karaite pray book on the karaite language. Modern karaite community of Lithuania carries on active of cultural and public operation. Karaism - one of 5 officially recognized religions of Lithuania.

In 1997 the celebrations of 600-year's anniversary of tatars and karaites settlement in Lithuania have passed. The souvenir coin by advantage in 50 lits was released. In 1998-1999 in Vilnius is published karaite pray's book in two volumes: the texts one are used in rituals of liturgies year, second - in home use. In Trakai operates Karaite state ethnographic museum. The books on karaite subjects on the Lithuanian language or with parallel text on Lithuanian and karaite languages are sometimes issued. System of karaites writing of Lithuania is based on the Lithuanian variant of the latin alphabet, though the Polish variant of a Latin and cyrillic is sometimes used.

Караимский the language is close кумыкскому and крымскотатарскому and concerns to тюркским to languages. The historically usual dialects are selected(allocated): тракайский, галицко-луцкий and Crimean, and also little-known Dresden. Functions in a life караимов of Lithuania and in литургии. Were in environment of languages of other structure (slavic and Lithuanian) and deprived of contact to related languages, has saved архаичные features lost by others тюркскими by languages, and relative cleanness of lexicon (at an insignificant layer of borrowings from the Lithuanian and Polish languages). On morphology is агглютинативным the language, in which words and the grammar forms will be derivated by connection to an invariable basis a unambiguous word and формообразовательных of the affixes. The harmony public is inherent peculiar тюркским to languages in the phonetic system. The accent constant, is usual on the last syllable.

On the data of transcriptions and interrogations, in 1959 there 423 of karaites (0,02 % of all population in Lithuanian SSR) were included, in 1970 - 388 (0,01 %) and later is constant 0,01 % (1979 - 352; 1989 - 289; 1997 - 257). The majority lives in Vilnius (138 in 1997), Trakai (65) and Panevezhis (31), unit - in Grigishkes, Lentvaris, Kaunas, Noreykishkes (Kaunas area) and other occupied items.

On the data of the last transcription of Lithuania (the 2001) karaites were included 273 men, of them karaite language as the native language have named - 118 чел. (43,2 %), Lithuanian - 97 чел. (35,5 %), Russian - 46 чел. (16,8 %), Polish - 2 чел., Ukrainian - 1 men., have not specified the language - 9 чел.

Most known karaite culinary dish - kibiny, kybyny, kininay (on karaite language "the «kybyn" , multiple number "«kybynlar"). Represents pies as a half moon of yeast dough with a stuffing of cut into pieces beef or mutton meat baked in dutch or baking sheet. Other dishes brought in Lithuania by karaites and tatars - chebureks, pelmeni, "shihlik" (are more often from mutton).

To ceremony dishes preparing for religious holidays and weddings, concern "tymby" (round flat cakes of the dough, mixed with both cream and butter or butter and eggs), "«katlama" (cottage cheese pie, which seven layers bothsymbolize seven weeks, past after Easter; four layers of yeast dough, three - of pot cheese), wedding pies kiyovliuk" (on the part of the groom) and "kelin'lik" (on the part of the bride).